ПРОВЕДЕНИЕ ИНТЕРНЕТ - УРОКА

 

Тема урока Народное искусство России. Подготовка к творческому проекту.
Тип урока  Урок обобщения и систематизации знаний
Школа         Центр образования №1048
Учитель      Литвинова Елена Евгеньевна

Предмет

Интернет - урок по технологии, для учащихся 8 класса ЦО №1048. Урок проводится в компьютерном классе, подключенном к Интернету; каждый учащийся имеет перед собой экран компьютера.

Форма урока

Урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков в самостоятельной творческой деятельности.

Цели урока

 

Обучающая

Закрепление знаний о видах декоративно-прикладного и народного искусства; о декоративном обобщении форм растительного и животного мира; обобщение и систематизация  знаний в подготовленных сообщениях, проектах или презентациях; выработка способности видеть гармонию; умение применять обобщенные знания, умения и навыки в теоретической работе, являющейся результатом творческой деятельности; освоение знаний о традициях народных художественных ремесел.

Развивающая

 

 

Развитие художественно-творческих, индивидуально выраженных способностей личности школьника; осознание  связи формы, материала и элементов украшения с практическим назначением изучаемого предмета быта из области народного искусства; умелое обобщение и систематизация полученных знаний, умений и навыков, необходимых для развития творческой деятельности, творческого воображения и системы образного мышления.

Воспитывающая

 

 

Формирование у учащихся художественного вкуса, эстетических чувств и понимания прекрасного; воспитание интереса и любви к искусству; воспитание нравственных качеств личности школьника, обеспечивающих  успех познания материальных и духовных ценностей; способность развивать и сохранять народные традиции в культуре и искусстве своей Родины, тем самым  развивая  духовную культуру учащихся; воспитание любви и  уважения  к коллективному, художественному, общественно полезному труду; приобщение к творческой деятельности через искусство.

   
 

ХОД УРОКА

 

"Землю красит солнце, а человека - труд"

Организация урока

2 мин.

Всесторонняя проверка знаний

10 мин.

Проверка полноты и прочности знаний, полученных за прошедший период, выявление  недостатков и  пробелов.

Вспомните и назовите известные вам центры народных художественных промыслов? Какую вы видите закономерность в территориальном положении известных вам центров народных ремёсел? Что повлияло на развитие народных промыслов? Что называют традицией в народном искусстве?

Обобщение и систематизация знаний

15 мин.

 

По всей огромной территории России, на Севере, в Поволжье – в средней ее полосе, разбросаны десятки крупных и мелких центров производства народных ремесел. И каждый из них – это новая интересная страница в истории русского народного искусства. Народное искусство - это  искусство многих поколений безымянных художников из народа, их мастерство проходило долгий путь проб и ошибок. Все хорошее не забывалось, а передавалось от отцов к сыновьям, сохраняя те характерные черты, выработанные отличиями в условиях жизни, которые составляли его основу: особенности колорита, рисунок орнамента, композицию, сюжеты. Эта повторяемость основных элементов в искусстве, передаваемая из поколения в поколение, снова и снова проверенная опытом, стала называться традицией.

 Мы часто повторяем «народные промыслы», «заниматься промыслами», давайте вспомним, откуда произошло понятие «промысел»? Слово "промысел" произошло от слова «промыслить», то есть подумать, как добыть средства для жизни.  Жизнь крестьянина была подчинена сельскохозяйственному календарю и зависела от природных условий. Пять месяцев в году суровый климат, низкая плодородность почв и малоземелье вынуждали население края, в дополнение к земледелию, искать приработок, то есть  заниматься промыслами, промышлять.

 Народные промыслы возникали в разное время, формировались в разных исторических условиях. Но наряду с тем, что каждый промысел имел свою неповторимую индивидуальность, их объединяла одна особенность, связанная с укладом жизни мастеров того времени, это подход к собственному делу, в основе которого лежал принцип «польза и красота», который в последствии стал девизом народного искусства.

Для народного мастера искусство не было самоцелью. Расписывая и украшая резьбой и росписью то, что его окружало, в быту, он старался простой предмет сделать нарядным, внести праздничность в повседневность. Но по-крестьянски расчетливые мастера понимали: сработают совсем просто – люди не купят, будет работа слишком затейлива – себе в убыток, много не сделаешь, а цена возрастет. Следовательно, оптимальное соотношение цены изделия, его качества и востребованность в быту отражалось на рукотворных изделиях народного мастера и объединяло их. Испокон веку славилась Русская земля своими мастерами - одарёнными людьми, создавшими яркое самобытное искусство. Народные промыслы одна из наиболее ярких форм народного искусства, непреходящая ценность духовной культуры народа. Многовековая история народного искусства, отражалась в характере народа, в его доме, в предметах, которые его окружали.

Сегодня мы совершим небольшую экскурсию в мир народных промыслов России, и постараемся запомнить, что Человек  познает не только умом, но и руками, и главное - сердцем! В искусстве другого познания нет.  Мы всегда должны помнить, что в основе народного искусства  лежит принцип: «польза и красота», когда-то подсознательно, интуитивно угаданная мастером. Изделия народного мастера, излучают добро, тепло, свет, создают настроение. И говорю я это, потому,  что верю и знаю, что и вы будете мастерами и будете вкладывать всю свою душу и знания в то, чем вы занимаетесь.

Контроль и самопроверка знаний

38 мин.

Проверка учащимися своих знаний в работе с Интернетом.

 
 

http://webartplus.narod.ru/folk27.html

 

 

К северу от Москвы, на живописном берегу Клязьминского водохранилища, там, где расступившиеся деревья густого леса открывают вид на просторы полей и широкую гладь залива, раскинулось небольшое старинное селение Жостово. Чем знаменито селение Жостово? С какими промыслами оно соседствует? Когда и как возник жостовский промысел? Как готовят свои изделия мастера к росписи и как их расписывают? Что характерно для творческой манеры жостовцев?

   

http://webartplus.narod.ru/folk23.html

Если на теплоходе идти по Волге от Москвы вниз, то недалеко от города Нижнего Новгорода, на левом берегу, откроется сначала беспредельная ширь лугов с темнеющей вдали полоской леса. Потом берег будет постепенно повышаться, и на вершине круто спускающейся вниз горы предстанет белый городок: невысокие домики его ровным рядом тянутся вдоль кромки воды, а густая листва деревьев, почти скрывая их, бросает узорную тень на побелённые стены строений. Это - Городец, ворота в заволжский край, в прошлом край дремучих лесов и непроходимых болот, глубоких оврагов и прихотливо извивающихся речек, край овеянный древними легендами. О чём говорится в легенде про град Китеж? Когда и кем был основан Городец?  Какие промыслы были развиты в районе Городца? Что украшали городецкие мастера своей росписью, какие темы, какие мотивы они использовали? Что значит утверждение о том, что "городецкая резьба была тесно связана с живописью"? Почему по вашему мнению, русский народ в наши дни, продолжает с глубокой симпатией относиться к изделиям городецкого промысла?

   
 

http://webartplus.narod.ru/folk2.html

 

 

Ещё при Иване Грозном о селе Хохломе знали, как о лесном участке под названием "Хохломская Ухожея" (Ухожея - место, расчищенное от леса под пашню). Что вы знаете о Хохломе? В результате слияния каких, традиционных линий русского декоративного искусства, возникли узоры Хохломы? Каково старое предание о зарождении яркого и самобытного искусства хохломской росписи? В чём привлекательность хохломских изделий? Как делают посуду "золотой"? Какие виды письма используют хохломские художники?

   
 

http://webartplus.narod.ru/folk30.html

 

Матрёшка - настоящая русская красавица. Румяная, в нарядном сарафане, на голове яркий платочек. Но матрёшка не лентяйка, в руках у неё, то серп и хлебные колосья, то уточка или петушок, то корзинка с грибами, ягодами или цветами. Но главное - эта куколка с секретом! Внутри неё прячутся весёлые сестрички, мал - мала меньше. Когда впервые в России появилась деревянная расписная кукла? Что собой представляет русская матрёшка? Как делают матрёшек?  Чем отличаются друг от друга матрёшки, изготовленные в разных местах?

   

http://webartplus.narod.ru/folk120.html

 

Нелёгкая и непростая жизнь была у русской крестьянской семьи в прошлые века. Дел и забот всегда было много и у мужчин и у женщин. Работу крестьяне начинали с первыми лучами солнца, а заканчивали, когда уже было совсем темно.  Так шли дни, месяцы, годы. Зато когда приходил праздник, он был для крестьян особенно радостным и желанным, его ждали, к нему готовились. Накануне народных гуляний распахивались тяжелые сундуки. Чем больше они были набиты, тем богаче считался хозяин дома. Вся праздничная одежда обязательно украшалась элементами вышивки, бисером, блестками, чего, как правило, не было в повседневной одежде. По одежде можно было судить о вкусе и умении мастерицы, ведь крестьянка сама себе делала наряд. Как одевались русские крестьяне в будни и праздники? Из чего состояла одежда женщин - крестьянок? Чем отличались головные уборы женщин и девушек? Какую обувь носили крестьяне?

Информация о домашнем задании, инструктаж его выполнения

15 мин.

 

 

Сегодня, мы подошли к заключительному этапу нашего цикла уроков по теме "Народное искусство России", и вам предстоит проявить себя в предстоящей творческой работе, и показать себя зрелыми мастерами, которые понимают и ценят искусство своего народа. По итогам работы на уроке выполните творческий проект, презентацию или что-то другое, используя все свои полученные знания и умения. По мере необходимости обращайтесь к  веб-сайтам, которые даны в нашем Интернет - уроке, а также используйте различные источники информации, ориентируясь на самостоятельную поисковую деятельность и конспекты ваших уроков. При оформлении пояснительной записки к творческому проекту ознакомьтесь с информацией по её наполнению и оформлению - композиция пояснительной записки к проекту.

В своем выступлении на конференции с проектом ученик должен:

-рассказать о цели проекта (аргументировать выбор темы, обосновать потребность в изделии);
-рассказать о поставленных перед собой задачах: конструктивных, технологических, экологических, эстетических, экономических и маркетинговых;
-дать краткую историческую справку по теме проекта (время возникновения изделия, конструкции изделия в прошлом и в настоящее время, применяемые материалы);
-рассказать о ходе выполнения проекта (использованная литература, конструкторско-технологическое решение поставленных задач, решение проблем, возникших в ходе практической работы);
-рассказать о экономической целесообразности изготовления изделия (исходя из анализа рыночной цены аналогичного изделия, расчетной себестоимости изделия и реальных денежных затрат);
-рассказать о решении экологических задач;
-сделать выводы по теме проекта (достижение поставленной цели, результаты решения поставленных задач, анализ испытания изделия, возможная модернизация изделия).

Заключение

10 мин.

 

Вы можете работать в группе и подготовить одно задание на несколько человек. Подготовленные работы - презентации, проект и другие материалы - к участию в конференции по заинтересовавшим вас темам необходимо выполнить в электронном виде (по желанию в виде презентации или творческого проекта). Готовую работу выслать по адресу: slaviali@yandex.ru или сдать учителю на электронном носителе.

Примерные темы сообщений, проектов или презентаций к участию в конференции:

1. Жостовский букет.

2. Городецкие мотивы.

3. Русская матрёшка.

4. Золотая Хохлома.

5. Русский костюм.

Ответьте на вопросы рефлексии:

1. Считаете ли вы необходимым проведение таких Интернет - уроков?

2. На ваш взгляд, что интереснее готовить домашнее задание традиционно, по учебнику или же с использованием Интернет - ресурсов?

При оценке работ  учитывается аргументированность выбора темы, качество доклада (композиция, полнота представления работы, аргументированность выводов), качество ответов на вопросы (полнота, аргументированность, убедительность и убежденность), деловые и волевые качества выступающего (ответственное отношение, стремление к достижению высоких результатов, способность работать с перегрузкой). Все виды работ оцениваются по пятибалльной системе в каждом критерии. По каждой работе выставляется усредненная по критериям оценка:

  • содержание работы

  • оформление работы

  • обработка необходимой информации с использованием современной техники.

   

© Литвинова Елена Евгеньевна, 2009 - 2012                                          ГЛАВНАЯ  >>

Hosted by uCoz